«От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
В.А.Сухомлинский

25 февр. 2015 г.

Вторник 24 февраля

     Сегодня день у нас прошел немного не по ежедневному плану. 
      После уроков мы отправились на прогулку, затем был обед. Дальше по плану сончас, но я его немного сдвинула. Потому что у нас в группе - именинник. 
     Очень жаль, что я не решалась поздравлять именинников раньше.  Исправляюсь по мере возможности.
Итак, наш именинник - Илья.
    Для начала дети разделились на 2 группы и каждая рисовала портрет именинника с завязанными глазами. Правда вначале был договор с виновником торжества, чтобы он не обижался на портреты, ведь они шуточные,  а значит созданы для хорошего настроения. 
Вот что получилось:
   

Артур расстроился, что у команды Давида портрет лучше. Зато у второй команды смешнее :))
И напоследок каждый мог написать небольшое пожелание на открытках - машинках. А на солнечных лучиках помещалось всего одно слово - какой именно наш именинник. Вот такая замечательная газета-поздравление у нас получилась.


 Вечером бабушки и дедушки с интересом читали. Мы решили ее спрятать и показать детям на выпускном в 11 классе.
         Съев сладкий подарок дети отправились кто отдыхать, кто на тренировки или занятия.
          А после полдника я им читала рассказ о зависти и хвастовстве.

Хвалиться — значит, без всякой учтивости говорить другим: я лучше вас.
Марк Твен
Одним рассказом все вопросы не решить. Тут нужна и ваша помощь, и моя дальнейшая работа
Зависть – это когда человек злится потому, что другому живется лучше, чем ему самому. Зави­стливому человеку не нравится, что у другого больше  вещей, успеха и счастья, от этого у завистливого человека портится настроение, он начинает сердиться. Черная зависть, в отличие от "зависти белой", яв­ляется формой скрытой ненависти. Активная, го­рячая ненависть может разрядиться, тлеющая за­висть чаще сохраняется или накапливается...
Хвастаться – это значит, говорить о себе и о чем-нибудь своем слишком хорошо. Хвастливый че­ловек старается показывать другим, что он луч­ше, умнее или что ему сильно везет в жизни.  Хвастовство весьма ча­сто становится причиной зависти.
Психологи относят хвастовство ребенка к своеобразному способу самоутверждения, как вполне нормальному этапу становления его личности. Впервые малыши предпринимают попытки самохвальства примерно года в два, а пик хвастовства приходится на 6-7 лет. Ребенок помог чем-то и громко заявляет: «Это я помог помыть посуду», «Это я убрал все игрушки на место!» Таким образом, малыш старается доказать, что имеет право на самостоятельность. Именно поэтому он рассказывает о своих взрослых делах, и, несомненно, ждет от взрослых одобрения. Получая похвалу, малыш повышает свою самооценку, что скорее хорошо, чем плохо.

Если поведение ребенка остается в границах самоутверждения, то в этом нет ничего страшного – со временем ребенок поймет, как добиваться похвалы и признания окружающих, не хвастаясь вслух своими достижениями.

Но когда стремление ребенка выделиться и привлечь к себе внимание с помощью самохвальства становится очевидным, здесь нужно вмешаться, в противном случае хвастовство может подавлять другие важные черты характера и перерасти в привычку.

Как правило, вина в этом лежит на родителях. Ведь дети берут все качества и навыки, хорошие и плохие, со своих мам и пап. Поэтому, в первую очередь, причину нужно искать в себе и своих привычках.

Маленькие хвастуны растут в семьях, где у родителей завышенные требования к ребенку. Когда родители хотят видеть свое чадо лучшим везде и во всем, у ребенка основной целью становится похвала и достижение превосходства над окружающими. Таким образом, он старается оправдать родительские надежды. К себе и окружающим он начинает относиться исключительно оценочно и больше всего на свете боится оказаться хуже других. Поэтому с помощью хвастовства дети пытаются компенсировать собственную неуверенность и тревожность.

То же самое часто происходит у тех мам и пап, которые, не нацелены на то, чтобы их ребенок был лучше все, но привыкли сравнивать сына или дочь с другими детьми. В этом случае малыши часто говорят: «Я лучше всех рассказал стихотворение» или «Учительница хвалит только меня».

Хвастунишка также может вырасти в семьях, где, наоборот, ребенка недооценивают, высмеивают его возможности и способности. Если ребенок недополучает признания в семье, то у него часто занижена самооценка. Малыш часто особенно болезненно реагирует на любую критику, на любое даже незначительное замечание. В такой семье ребёнок часто хвастается перед взрослыми, надеясь вызвать их одобрение и восхищение - «Чтобы больше любили».

Что делать, чтобы ребенок не вырос хвастунишкой?

1. Принимать своего ребенка таким, какой он есть. Каждому из нас даны разные способности и возможности. У вашего чада тоже есть свои определенные наклонности, которые вызывают у него интерес. Вот на них и стоит обратить внимание и развивать.

2. Перестать сравнивать и оценивать ребенка с кем-либо еще. Он должен акцентировать внимание только на своих личных успехах. Более того, психологи советую до пяти лет избегать соревновательных игр, где неминуемо возникает конкуренция и где главная цель – победа. Дети должны наслаждаться игрой, получать от нее радость, а не пытаться кого-то опередить.

3. Чтобы избежать хвастовства со стороны ребенка, родителям надо постараться не делать смыслом жизни стремление к успеху. Старайтесь прививать ему правильное отношение к вероятному успеху, концентрируя его внимание не на достижении результата, а на самом процессе.

4. Ребенок должен знать, что с помощью похвалы и критики окружающие оценивают только поступки и действия, а не его самого.

5. Учите малыша радоваться успеху своих товарищей, не воспринимая их победу как ущемление собственного достоинства.
6. Развивайте позитивную самооценку, как можно чаще говорите малышу о своей любви. А вот критики лучше избегать. Но не стоит хвалить его просто так. Чувство собственной значимости должно обязательно основываться на осязаемых успехах. Нужно, чтобы растущего человека заслуженно хвалили за реальные успехи в таком деле, которое он сам считает важным.

7. . Присмотритесь, достаточно ли ваш сын (дочь) играет, рисует, конструирует. Учите его строить сюжеты, одушевлять кукол, создавать поделки. В творческой игре мы оцениваем не ребенка, а результат труда. Это помогает ему не мыслить категориями "лучше–хуже", а получать удовольствие от процесса игры.

8. Практически игнорируйте фразы, когда ребенок сам себя хвалит, хвастается. Когда он попытается получить ваше одобрение в ответ на примерно такое сообщение: «Я сегодня лучше всех мяч бросал», – спокойно скажите ему: «Хорошо, дорогой. Рада, что ты уже пришел». Потом, когда он действительно чем-то отличится, похвалите его сердечно, от всей души. Постепенно ребенок привыкнет, что от его выдумок и бахвальства никакой пользы, а за настоящие достижения можно заслужить искреннюю похвалу и благодарность.

9. Ребенок должен расти эмоционально стабильным уверенным человеком, и только родители могут помочь ему в этом. Научите его смеяться над своими ошибками, и вести себя сдержанно в любой ситуации.

И напоследок сам рассказ:
За все приходится платить
Все рыбы в реке ужасно завидовали Крокодилу.
– Почему ему, зубатому и опасному, так хорошо живется? – думали они. – Он и плавать умеет не хуже рыбы, и по бе­регу гулять может, и бояться ему, такому сильному, некого, и еды у него разной хоть отбавляй. За что такому противно­му, страшному и кровожадному все дос­талось и все можно? Почему Крокодилу так повезло, – спрашивали друг друга не­довольные рыбы, – а нам приходится лишь тихо плавать, да при этом всех бояться? Нечестно все это, несправедливо, чем мы хуже Крокодила?
Не нравился счастливчик-Крокодил рыбам, но каждая из них в своих снах и мечтах обязательно хотела тоже стать Крокодилом. Чтобы позагорать на песоч­ке, прогуляться по бережку и при этом никого не бояться.

Но однажды в реку из океана заплы­ла заблудившаяся Каракатица. Увидев Крокодила, она от жалости расплакалась, потому что вспомнила давнюю и печаль­ную историю, которую когда-то слышала от своей бабушки. А когда она узнала, что речные рыбы завидуют счастливой жиз­ни Крокодила, то рассказала им эту гру­стную историю:
– Когда-то давно крокодилы были больше похожи на зубатых рыб с плав­никами. Они плавали в морях и ходить по суше совсем не умели. Благодаря своим острым зубам они стали сильнее всех рыб и стали жестоко обращаться с дру­гими обитателями моря. Они зазнались, почувствовали себя главными и очень скоро рассердили Нептуна – морского царя. Решил Нептун избавить море от таких жестоких зубатых рыбокрокодилов и с помощью акул выгнал их из моря в реки. Места в реках для больших рыбо­крокодилов было совсем мало, вода была мутной и грязной, а из еды лишь мелкая рыбешка плавала. Обидно стало наказан­ным и голодающим крокодилам и стали они лить крокодиловы слезы. Много ты­сяч лет плакали они, вспоминая о море и тоскуя о его просторах, пока слез в их глазах совсем не осталось. И тогда Не­птун сжалился над ними, простил их и за долгие страдания наградил тем, что пре­вратил плавники в лапы. С тех пор рыбокрокодилы стали похожи на сегодняшних крокодилов и научились ходить и охотить­ся по земле.

– Теперь понятно, почему им сейчас так хорошо, – сказали слушавшие Кара­катицу рыбы, – ведь они так долго стра­дали и плакали.
– Но это еще не все, послушайте дальше эту историю, – сказала Карака­тица. – Крокодилам стало хорошо жить, у них появилось много еды и они совсем обленились. Они перестали думать, как выжить и где достать пищу. У них появи­лось много свободного времени, и они только и делали, что целыми днями ле­жали и загорали на солнце.
– Да, да, – стали кивать рыбы, голо­вами, – это точно. Крокодилы и сейчас почти ничего не делают, а только греют­ся на песке.
– От безделья и вечных развлечений, – продолжила рассказ Каракатица, – ум крокодилов стал слабеть, а мозг в голо­ве уменьшаться. Так, за тысячу лет кро­кодилы постепенно стали безмозглыми, потому что их мозг уменьшился до раз­мера ореха.
– Не может быть! – завозмущались рыбы, – какой ужас! Какой ужас! В огром­ной голове Крокодила мозг размером с маленький орех, как же он, бедняга, те­перь думает.
– В том-то и дело, что безмозглые крокодилы почти разучились думать и не умеют радоваться и получать удоволь­ствие. И скоро потихоньку начнут выми­рать, как динозавры. Закончив свой рас­сказ, Каракатица опять уплыла в море. А многие речные рыбы плакали: им тоже стало жаль безмозглых крокодилов.
– Ай-ай-ай, – стали перешептывать­ся рыбы. – Бедняжки крокодилы. Как мы могли им, несчастным, завидовать? Ведь они всю свою жизнь даже не знают, что такое радость и веселье, да и к тому же они все скоро вымрут. Хорошо, что мы рыбы, а не крокодилы.
Тут многим рыбам вдруг стало ясно, что просто так ничего не отнимается и ничего не дается. Всегда за все рано или поздно платить придется. После страда­ний и огорчений радость и вознагражде­ние бывает, а после счастья, радости и везения жди каких-нибудь огорчений. Никто не знает, кто через много лет ста­нет жить счастливее и лучше, а кому, на­оборот, станет хуже.
– Ну и пусть нам сейчас жить труд­нее, – думали рыбы, – зато впереди нас обязательно ждет радость и какая-нибудь награда.

Как всегда вопросы к рассказу:
 – Почему рыбы перестали завидовать Крокоди­лу? (Они поняли, что за кажущуюся беззаботной жизнь крокодилы сполна заплатили мозгами и их ждет вы­мирание в будущем)
– Если кому-то живется лучше, чем вам, это может быть наградой за давние страдания, о которых вы не знаете?
– Почему сказка называется "За все приходится платить"? (Просто так ничего не бывает, ничего не дается и ничего не отнимается, на все есть свои скры­тые причины).





Комментариев нет:

Отправить комментарий