«От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
В.А.Сухомлинский

10 мар. 2015 г.

Четверг 5 марта

  В этот предпраздничный день мы подводили некоторые итоги на группе продленного дня.
     Месяц назад ( в последних числах января) детям домой я выдала читательские дневники. Первоначально идея была, чтобы дети читали в группе. Однако я столкнулась со сложностью:
 - не всех могу проверить. Иногда те, кто плохо читает, просто водят по странице и что-то бубнят.
 -не постоянный состав детей (сегодня есть, неделю не ходит);
- иногда тяжело "вписать" чтение в режим дня: погуляли, покушали, отдохнули, только сели и начинают приходит родители. Это отвлекает детей :( Поэтому и выдала дневники домой. Решила попробовать совместить мо задачу и вашу (ведь классные руководители говорили о необходимости читать дома ежедневно?)

    Причем дневники были 2-х видов:
   -  для начинающего читателя;
   - для опытного читателя.
   Отличие:
 -  в дневниках для начинающих читателей есть дополнительный лист с табличкой для ежедневного чтения. Детям, которые только начинают читать, читают медленно, по слогам или читают с большой неохотой - предлагалось читать сколько они хотят (пусть даже 3-5 минут в день), затем подсчитывать слова и записывать полученный результат.
   Сделано это было для  стимулирования самих детей. Задача родителей была поддержать, проконтролировать, научить на первых этапах считать слова и похвалить :))
   -  в дневниках для опытных читателей такой страницы нет.
   В марте я собрала дневники (правда не все мне их принесли, к сожалению), подвела итоги, вставила новые листы. Поговорила еще раз с детьми и взрослыми.
   Несколько общих выводов...

  Зачем нужен дневник для начинающих с подсчетом слов?
     Это дополнительная стимуляция. Некоторые дети начинают читать не потому, что интересная книга, а потому, что "вчера было больше слов, чем сегодня". "Догоняя" вчерашний результат, сегодня можно прочитать больше.. Дети сейчас, в основном материалисты, и результат в "4000 слов за месяц" мотивирует больше, чем "2 рассказа".
 
   Есть ли польза от чтения в течении 3-5 минут?
      Да. Если ребенок читает  с трудом, то чтение вместо удовольствия приносит только дополнительный стресс. Добавим еще и родителей, которые пытаются заставить читать обязательные 15 минут в день.  Итог - полное нежелание читать что-либо и когда-либо. А ведь есть еще математика, где задания нужно читать, природоведение- где читать нужно страницы учебника, а впереди 2 класс... Для таких детей существует методика "щадящего чтения". Когда ребенок читает вместо 5 минут сразу,  1-2 минуты. Но садится читать несколько раз в день.
 
   Кто должен вести дневник (ребенок или родители)?
Если ребенок учится в начальной школе - то однозначно ребенок. Пусть сам как может, но сам!
Очевидная польза для ребенка:
- учится видеть, что   практически у любого произведения есть автор и название. Или ребенок знакомится с таким жанрами, как народная сказка, былина, легенда и т.д...
- дополнительные занятия по списыванию;
- сам видит  результат своего труда;

Если ребенок стал читать с удовольствием и достаточно много. Нужно ли заполнять табличку ежедневного подсчета слов?
  Нет. Если ребенок начинает читать с удовольствием и часто, то просто заполняем список книг. Ведь подсчитывать ежедневно по 300 слов утомительно и не нужно.

Записывать ли в дневник книги после совместного чтения(когда книгу читает в основном взрослый)?
  Желательно записывать книги, прочитанные ребенком самостоятельно. Элемент соревнования все равно сейчас присутствует и сложно соревноваться со взрослыми :) Либо записывать общим списком и делать приписку, что прочитано совместно.

  Какая польза от дневника в будущем?
В первом классе у детей очень упрощенный читательский дневник:указывается только автор. название и рисунком-символом свое отношение к книге.
  В более старших классах уже нужно выписывать главных героев. Затем  - свое отношение к прочитанному ( а не рисунок-символ).
В средних классах (6-7 класс) на дневник становятся похожими тетради по литературе. В них обязательно пишут автор, название, главные и второстепенные герои ( с эпитетами).  В старших классах - добавляются еще цитаты из произведения.
    Мне кажется нужно приучать ребенка с первого класса записывать, анализировать (пусть даже устно) прочитанное, выражать свое отношение к героям книги. Поэтому уже сейчас задавайте вопросы:"Кто тебе понравился?", "почему?", "А кто не понравился?"...

Дневник, как метод контроля?
На первых порах мне кажется, да. Если произведение записано, то значит оно прочитано и по нему можно спросить. Хотя бы узнать главных героев.

Если дневник читателя так и остался пустым?
   Тут нужно разбираться почему. Либо ребенок совершенно не читает дома( и тут нужно работать родителям над тем, чтобы у ребенка были доступны интересные книги и привлекать ребенка к чтению), либо родители не проверили, записывает ли ребенок то, что прочитал...

Должны ли родители контролировать?
   Я очень не люблю это слово "контролировать". Мне кажется его можно смело заменить на "участвовать в жизни ребенка". Да, должны.
Ведь дети не должны расти сами по себе. Задача родителей не только одеть, обуть и накормить, но и вырастить ребенка настоящим человеком. Да, у нас много работы и часто не хватает сил и времени. Но подумайте, что сейчас им 6-7 лет и это ваши "хвостики". А через 6-7 лет они станут подростками, со своими интересами, друзьями, идеями, ценностями.. И очень часто родителям там уже не место. Так вот наша сегодняшняя задача, завоевать и закрепить себе надежный уголок в душах наших детей. Постепенно превратиться из опекающего родителя в родителя-друга и собеседника.
    Один педагог сказал:"Ребенок желает взрослеть. Но для взросления ему нужен взрослый" И кто будет этим взрослым -уже зависит от вас.
    Поэтому уделите своему сыну или дочке 10 минут вечером. Почитайте, поговорите о прочитанном. Подарите своему ребенку частицу своего тепла. Ребенок ждет этого.

Почему я этим занимаюсь?
   Мне это интересно, Я сама "читающий человек". Стараюсь приучать к этому своих детей. Я бы хотела, чтобы дети в группе, а затем и в моем классе, тоже много читали (пользе чтения я писала здесь . ). Этот дневник - моя разработка "на будущее". Идеи взяты из разных источников. Что-то я буду переделывать, добавлять, убирать.... Однозначно, в следующей группе такие дневники "для начинающих" буду выдавать еще в сентябре-октябре.


  А вот наш предварительный первый итог. Очень жалею, что в предпраздничные дни не успела провести общее занятие-отчет. Обещаю исправиться :) Но с каждым ребенком я индивидуально постаралась поговорить и обсудить. Тесленко Андрей, Левыкина Мария, Горбань Ева, Литовченко Алина - только получили дневники. Надеюсь увидеть их фамилии в следующем отчете.


    Очень рада результатам Дарины, Глеба и Владика. Эти дети читали с большой неохотой.
Не успела даже выставку дневников провести... Все надо наверстывать :((

Комментариев нет:

Отправить комментарий